Учитель-логопед
Ляхова Кристина Сергеевна
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования представлений о мире. Создавать образ окружающей действительности помогает ребенку его познавательная деятельность, через которую дети воспринимают и анализируют информацию,а на ее основе формируются собственный личный опыт и ценностное отношение к миру.
В процессе познания участвуют все органы чувств, что позволяет эффективнее закрепить полученные знания. Поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Учитывая ведущий вид деятельности , вспомним слова психолога и педагога Василия Васильевича Зеньковского, который утверждал, что “для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в тоже время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства”.
Экспериментирование является одним их видов игр, которые могут быть использованы родителями в ходе воспитания своих дошкольников.
Учитывая возраст детей, рекомендуется для младших дошкольников использовать игры-эксперименты предметного содержания, так как познавательная жизнь ребенка до 3х лет строится вокруг предметов и манипуляций с ними. Для детей старшего дошкольного возраста игры-эксперименты направлены на “исследовательскую деятельность”, которая позволит ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления, установить причинно-следственные связи и сделать правильные выводы.
Общие методические рекомендации родителям в руководстве детскими исследованиями:
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
– прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Взрослый не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Предлагаю ознакомиться с играми-экспериментами, которые вы можете провести с детьми в летний период.
Познавательные игры дома для младших дошкольников
«Кухонные эксперименты»
На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:
• растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;
• смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;
• добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.
Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!
Какой формы вода?
Для этой игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов, например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски, полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток, то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость, в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!
Утонет — не утонет
Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.
Познавательные игры дома для старших дошкольников
Источники:
1. Белько Е. Веселые научные опыты для детей;
2. Ганайлюк Н.Б. Эксперименты профессора Николя для детей и родителей;
3. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперементы с дошкольниками;
4. https://ped-kopilka.ru/roditeljam/yeksperimenty-dlja-detei-3-4-let-v-domashnih-uslovijah.html