Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период

Инструктор по физкультуре
Мушат Евгения Ивановна

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками.

Цель летней оздоровительной работы в МАДОУ: Создание оптимальных условий для летнего отдыха и оздоровления детей. Задачи: Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, закаливающим процедурам, проводимым на свежем воздухе.

Для укрепления здоровья детей в нашем МАДОУ максимально используются летние благоприятные условия. Вся деятельность детей проходит на свежем воздухе – утренняя гимнастика, физкультурные занятия, досуги и развлечения, театрально-музыкальная и изодеятельность, подвижные игры и упражнения.

 Для укрепления физического здоровья детей ежедневно на свежем воздухе проводится утренняя гимнастика с обязательным оздоровительным бегом. Утренний приём детей и вечерняя прогулка в детском саду являются обязательными. За летний период в МАДОУ проводится много праздников, развлечений, конкурсов. В МАДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания. Преобладание в рационе детей большего количества соков, овощей и фруктов способствуют укреплению детского иммунитета. Именно в летнее время открываются возможности для развития умственных способностей детей. Близость природы: наблюдения, труд, отдых – всё это способствует расширению кругозора детей, закладывает определённую базу знаний.

За время летне-оздоровительного периода на территории МАДОУ проводится множество целевых прогулок к цветочным клумбам, на огород, в гости к малышам и старшим ребятам (все группы).

1 Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в зале.

 2. Физкультминутка. Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности.

3. Подвижные игры и физические упражнения, ежедневно во время прогулки. 

4. Индивидуальная работа по развитию движений. Ежедневно во время прогулки.

5. Гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами. Ежедневно.

6. Здоровье сберегающие технологии (самомассаж, пальчиковые игротренинги, дыхательная гимнастика). Ежедневно в режимных моментах.

7.Спортивные игры.  Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.  

Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Досуг предусматривает разнообразную деятельность: художественную, эстетическую, спортивную, а музыкальное сопровождение создаёт положительный эмоциональный настрой.

Все мы прекрасно знаем, что дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т.п. Однако их двигательный опыт еще невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Отсюда напрашивается вывод: организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на свежем воздухе требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.

 Больше всего на свете малыши любят бегать. Поэтому использование разнообразных перебежек на летней прогулке принесет детям не только пользу, но и огромную радость. Игра- перебежка «Лошадки» не только развивает умение бегать и ходить парами, но и воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Дети распределяются в пары по своему желанию: один – лошадка, другой – кучер и начинают перемещение с одного края площадки на другой. Затем по сигналу воспитателя дети меняются ролями. Очень любимы детьми игры, позволяющие примерить на себя какой- либо образ. Игра «Курочка – хохлатка» предполагает непосредственное участие педагога. Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок изображает кошку. Курица – мама выходит со своими цыплятами погулять, говоря при этом: Вышла курочка – хохлатка, с нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: «ко-ко, Не ходите далеко». Приближаясь к кошке, она говорит: На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка… Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей – мамой убегают.     В играх на свежем воздухе можно использовать не только выносной спортивный инвентарь, но и природный материал, естественные препятствия, созданные самой Матушкой – природой. Так в подвижной игре «Змейки» кегли можно заменить кочками, которых на участке немало. Старательно оббегая каждую кочку, дети не только упражняются в беге «змейкой», но и тренируют внимание. Эту же цель преследует и игра «Найди предмет».       Очень просто найти среди деревьев, кустарников и зеленой травы спрятанную воспитателем куклу, кубик или ведерко. Но сколько нужно приложить усилия и внимания, чтобы заметить в этой же самой траве шишку или горстку желудей. Большое значение для повышения двигательной активности и воспитания силы и выносливости имеют игры с прыжками.      Младшие дошкольники иногда чувствуют себя мячиками и ведут соответственно. Поэтому самой популярной игрой с прыжками среди малышей является игра «Мой веселый, звонкий мяч». Дети по мановению волшебной палочки превращаются в мячи, а воспитатель – в ребенка. Выполняя в воздухе движения, символизирующие отбивание мяча, воспитатель приговаривает:

 Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

не угнаться за тобой. (С. Маршак)

 Прочитав стихотворение, воспитатель говорит: «Сейчас догоню!». Дети перестают прыгать и убегают, а воспитатель делает вид, что ловит их. Игра «Бабочка», так -же как и предыдущая, направлена на развития умения прыгать в высоту. На конец небольшого прута или палки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка не слишком быстро летала над головами детей. Малыши подпрыгивают, стараясь дотянуться до нее. Игры с прыжками в длину имеют однообразное содержание. Чтобы дети не потеряли к ним интерес, очень важно использовать природный материал.

Игру «Из обруча в обруч» можно превратить в игру «На лесной полянке», когда связанные в форме круга тонкие прутики заменяют обручи.        Игра «Обезьянки» особенно привлекательна для малышей не только возможностью лазать по гимнастической стенке, но и вкусным трофеем, добытым в игре. В качестве трофеев можно использовать яблоки или даже конфеты, привязанные за ниточку к самому верху гимнастической стенке. Дети должны взбираться на дерево – гимнастическую стенку, как обезьянки, которые срывают фрукты с деревьев. Дети играют в паре. Когда они научаться уверенно взбираться на стенку и спускаться с нее, можно усложнить задание, предложив им перебираться с пролета на пролет, как будто с дерева на дерево. Каждому из нас известно, что подвижная игра очень мобильный метод воспитания. Взяв с собой на прогулку всего лишь несколько обручей, обычные перебежки можно превратить в несколько сюжетных игр.

Так, например, игра «Такси» учить детей не просто бегать парами, а приучает соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре. Дети становятся внутрь большого обруча, держат его в опущенных руках. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или в специально обозначенном месте. Через некоторое время меняются ролями. Одновременно играет несколько пар детей. В усложненном варианте воспитатель предлагает детям двигаться в разных направлениях, делать остановки и менять пассажиров.

В игре «Зайцы и волк» вместо кустов, которых может не оказаться на участке детского сада, используются обручи. Они будут выполнять роль домиков, в которых можно прятаться зайкам от волка. Дети 5 – 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми и ловкими, они лучше ориентируются в пространстве в пространстве и увереннее действуют в коллективе.          Несмотря на достаточный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации игр на воздухе. Дети должны научиться соблюдать правила игры, играть честно и не обманывать, не наталкиваться во время бега на других детей и еще очень многому, что позволит детям играть дружно, а педагогу – экономить время на организации и увеличить продолжительность игр. Чтобы у детей не возникали споры по поводу того, кому водить, кто будет ловишкой, нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего.   Дети быстро запоминают считалки и могут пользоваться ими самостоятельно.

 С детьми этого возраста могут проводиться описанные выше игры, однако их привлекают более сложные двигательные задачи.

Смысл игры «Перенеси предметы» заключается в том, что дети должны перенести предметы из одного обруча в другой. Эта игра носит характер эстафеты, что является новым, а значит самым интересным для детей старшего дошкольного возраста.

К любимым играм детей этого возраста относятся «Ловишки». Вариантов этой игры превеликое множество. И все они часто используются в самостоятельно организованных играх. «Ловишка с ленточкой», «Ловишка с мячом», «Ловишка с приседанием», «Ловишка в кругу» – все эти игры предполагают наличие большого пространства и свежего воздуха, так как после интенсивного бега необходимо проведение дыхательной гимнастики. А ее проведение на свежем воздухе играет неоценимую роль в оздоровлении детского организма.

Игры – эстафеты с преодолениями препятствий широко используются при проведении спортивных праздников и развлечений. Сюда включаются эстафеты с мячом, обручем, скалкой, и различными природными материалами. В полосу препятствий можно включать гимнастическую стенку.

Игра «Мы пожарные» включает в себя преодоление ямы с песком, подлезание под натянутой веревкой, перепрыгивание через скакалку, лазанье на гимнастическую стенку. Проведение такой игры на свежем воздухе в быстром темпе и в приподнятом настроении оказывает огромное влияние на развитие физических и личностных качеств детей. С детьми этого возраста можно включать в прогулку элементы спортивных игр и их упрощенный вариант.

К таким играм можно отнести «Футбол», «Хоккей на траве», «Баскетбол». Прелюдиями к этим играм являются игровые упражнения, позволяющие детям освоить основные движения, необходимые при игре.    Подвижные и спортивные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Подчинение правилам игры воспитывает у детей внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр и их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с правилами и указаниями. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.

При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких,   а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может и должен осуществлять при помощи подвижных игр на свежем воздухе.

WordPress theme: Kippis 1.15