Воспитатель
Залакаева Галия Саяровна
Дети – это исследователи, которые хотят все знать, которым все интересно. Мир открывается для детей через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше они видят, слышат и переживают, тем больше они узнают и усваивают. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, которая направлена на развитие его воображения и любознательности.
Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.
Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.
Педагогическими условиями формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста выступают:
Ø расширение познавательных форм общения с ребенком в ДОУ и семье за счет обогащения содержания информации;
Ø развитие мотивации детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения;
Ø обогащение поисковых способов познания окружающего путем закрепления исследовательских умений, их актуализация и перенос из исследовательской в игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, а также в общение.
Развитию познавательного интереса, на мой взгляд, будут способствовать:
Ø создание развивающей предметно-пространственной среды как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей.
Ø включение детей в поисково-исследовательскую (проектную) деятельность, и, как следствие, формирование умений самостоятельно выбирать тему для изучения; отбирать способы получения информации по теме; устанавливать связи знаний с жизнью через решение практических ситуаций; анализировать информацию и понимать вероятность событий и ситуаций; рассуждать, высказывать и доказывать предположения.
Ø использование таких методов как экспериментирование, моделирование, коллекционирование, а также проведение познавательных игр, направленных на активизацию познавательных вопросов детей, развитие у детей собственного познавательного опыта.
Ø применение технологии ТРИЗ, в основе которой лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению.
Показателями наличия познавательного интереса во взаимодействии воспитателя с детьми старшего возраста, по моему мнению, является то, что дети:
– думают, анализируют, обобщают, доказывают;
– удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
– внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Т. В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И. Я Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 143 с.