В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе использующие кресла-коляски
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (от 60 лет)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает:
- дошкольное воспитание
- внешкольное образование
- среднее общее образование
- среднее профессиональное образование
- высшее профессиональное образование
Им предоставляется возможность посещать ДОУ общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…” Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
О специальных условиях в ДОУ для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Условия | Наличие |
---|---|
О специально оборудованных учебных кабинетах: |
Специально оборудованных учебных кабинетов нет. |
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. |
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. |
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. |
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: |
|
О специальных условиях питания: |
Специальных условий питания нет. |
О специальных условиях охраны здоровья: | |
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Частично доступен. На официальном сайте ДО “Ромашка” есть «версия для слабовидящих» |
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. |
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: |
К электронным образовательным ресурсам доступа нет. |
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования нет. |
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: |
Интернатов и общежитий нет. |
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Интернатов и общежитий нет. |

Организация работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДО “Ромашка”
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, и детьми-инвалидами осуществляется специалистами:
— Леонычева Татьяна Алексеевна – учитель-логопед;
— Разина Наталья Викторовна – педагог-психолог;
— Олегина Виктория Владимировна – инструктор по физической культуре;
— Ламкова Татьяна Мухарбиевна – музыкальный руководитель.
Для работы с детьми с ОВЗ разработаны следующие программы:
Надписи в ДОУ дублированы табличками Брайля (рельефно — точечный шрифт).