Воспитатель
Соболева Даниса Рафаэлевна
Движение – одно из условий его постоянного роста и развития ребенка. Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях.
Неоценима роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов, следовательно, подвижные игры и игровые упражнения способствуют ускорению развития речи. Физические упражнения и упражнения на дыхание помогают увеличению жизненной емкости легких, насыщению крови кислородом, они совершенствуют деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливают энергообеспечение организма и тем самым повышают работоспособность и выносливость.
С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями.
Целью занятий по логоритмике является физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений. Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоримика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.
К задачам физкультурных занятий с элементами логоритмики являются следующие :
Обучающие: сохранять физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;
Развивающие: развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость); совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом; развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).
Воспитательные: воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям; воспитывать чувство ритма и темпа; воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).
Логоритмические НОД включают в себя здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, точечный массаж, игровой самомассаж.)
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые и коммуникативные навыки (дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность).
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются быстрее, т. к. их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти. (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников. Учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.
Принципы работы реализуются в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, тематическая целостность.
Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания. Ожидаемый результат :
– В итоге проделанной работы у детей активизируется психическая деятельность.
– Развивается слуховое и зрительное внимания, память, двигательный и артикуляционный аппараты, зрительно – моторные координации.
– Формируются двигательные навыки.
– Улучшение функций дыхания, сердечно – сосудистой системы.
– Укрепление мышечного корсета.
– Совершенствование техники выполнения упражнений для опорно-двигательного аппарата.
– Выполнение и совершенствование индивидуальных упражнений.
– Достижение удовлетворительного эффекта в повышении функциональных возможностей организма и общефизической подготовки.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.