Театрализованная деятельность, как средство развития билингвальной языковой компетентности у детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель
Ламкова Татьяна Мухарбиевна

Билингвальное образование рассматривается как процесс овладения системой научных и культурных ценностей, в котором русский язык является не только объектом изучения, но и используется для получения новых знаний. В результате имеет место двойной эффект: одновременно приобретаются и новые знания, и языковые навыки.

Хорошее владение русским языком, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учебы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку.  Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

Проблема раннего овладения двумя и более языками актуальна на сегодняшний день. В моей работе с детьми было определено эффективное средство языкового развития ребенка – театрализованная деятельность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому одой из тем моей работы стало «Развитие русской речи у дошкольников через театральную деятельность».

Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в русской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому в процессе театрализованной деятельности дети легко и естественно усваивают русский язык.

В работе применялась универсальная схема интегрированного занятия по программе развития билингвальной компетентности дошкольников в театрализованной деятельности «Волшебная мультика», авторы С.В. Шевченко, О.В. Гончарова, С.В. Соколов.

Схема интегрированного события.

1.Вводная часть.

Игра-драматизация: «Приветствие», речевая зарядка в качестве подготовки речевого аппарата (постановка звуков и развитие артикуляции).

2. Основная часть.

Обозначение темы занятия. Беседа с детьми о языковой культуре стран изучаемых языков, героев их народного фольклора (Дед Мороз,  Снегурочка Петрушка и т.п.). Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен, отработка лексики. Совмещение языковой практики с другими видами деятельности: на музыкальных занятиях – разучивание песен, стихотворений (на русском языке); на физкультурных занятиях – создание пластической характеристики героев; на занятиях по изобразительной деятельности – создание эскизов костюмов, элементов декораций, прорисовка отдельных сцен постановки. Игровые упражнения, закрепляющие речевые характеристики героев.

3. Заключительная часть.

Обсуждение с детьми итогов занятия.

Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка, желании изучать русский язык, в развитии речевой творческой активности. Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи.

Для этого дети должны чувствовать себя комфортно: не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение русской речи.

Театрализованная деятельность может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли.

Для этого я использую разнообразные приемы:

– выбор детьми роли по желанию;

– назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

– проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?

* Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему, мы решаем подгрупповой организацией занятий – парное проигрывание ролей.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности и дети, и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

Таким образом, театрализованная деятельность по обучению детей русскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой   области. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

WordPress theme: Kippis 1.15