Воспитатель
Чеботарева Наталья Михайловна.
В дошкольном возрасте большое место занимает изобразительная деятельность. Она имеет большое значение для всестороннего развития детей, так как рисование – один из наиболее интересных и знакомых видов творчества для детей. Изобразительная деятельность позволяет дошкольникам передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.
В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения различных декоративных птиц на предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы. Такие виды работы формируют у детей не только способности к творчеству, но и творческое воображение.
С помощью занятий по ручному труду у дошкольников воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества -обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
Занятия изобразительной деятельностью – один из путей воспитания в детях дошкольного возраста чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, а также произведениях искусства, и возникновении потребности отразить увиденное с помощью творчества.
Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей. Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть:
- применение художественно-дидактических игр;
- рисование на темы;
- выразительные средства живописи;
- применение игр на занятиях по изобразительной деятельности. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Только при активном включении дошкольника в творческую деятельность и высокой мотивации возможно развить тягу к прекрасному и способствовать развитию воображения. Поэтому изобразительная деятельность – один из важнейших элементов эстетического воспитания дошкольников, а их всестороннее развитие – одна из главных целей воспитателя.