Партнерство дошкольного образовательного учреждения и родителей детей в условиях билингвального развития

Воспитатель
Байкова Наталья Алексеевна

Не требует доказательств, что у родителей и педагогов общая цель – вырастить успешного ребенка.  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие играет положительную роль во всестороннем развитии двуязычного ребёнка. Только совместными усилиями, при помощи тесного сотрудничества, возможно, добиться положительных результатов в двуязычном развитии ребенка.  Поэтому родители и воспитатели изначально – члены одной команды. Нередко бывает, что именно родители провоцируют отставание своих детей-билингвов от монолингвальных сверстников. Это связано не с двуязычием, а с социальными факторами и отношением к русскому или другому родному языку в семье: так происходит, если родители не

успешны в новом обществе, не готовы к изучению нового языка, не имеют высшего образования и пр.) Поэтому, если ребенок отстает в языке и других моментах, педагоги и психологи ДОУ должны изучить психологические и социальные факторы в его семье.

 Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

– Тесное сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам воспитания и развития двуязычного ребенка.

– Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

– Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания двуязычного ребенка и активизация их в жизни ДОУ.

– Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка-билингва.

– Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях по проблеме обучения детей

-Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.

    Вся система работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

   Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

– изучение потребности родителей в образовательных услугах;

– просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

 Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы:

  1. Совместные  мероприятия  педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы,  посещение семей на дому, родительский комитет.
  2. Совместные  мероприятия  педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОО и территории.

В настоящее время особой популярностью как у нас, педагогов ДОО, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения.  При этом выделяем следующие нетрадиционные формы:

Информационно-аналитические: анкетирование, опрос.

Досуговые: праздники, совместные досуги, акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Познавательные: родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания и консультации, устные журналы, экскурсии, семейный практикум, педагогическая библиотека.

   В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

 Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

  Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Они призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

    Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе – это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно -образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

   Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Проанализировав опыт работы ДОУ с родителями можно утверждать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Объединение усилий воспитателей ДОУ и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. А, главное, ещё больше сближает родителей, детей и воспитателей.

WordPress theme: Kippis 1.15