Средства обучения в детском саду – это различные материалы, инструменты и игры, используемые педагогами для обучения и развития детей дошкольного возраста. К ним могут относиться книги, конструкторы, пазлы, игрушки, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и другие предметы.
Данные средства помогают детям учиться через игру, экспериментировать, изучать окружающий мир, развивать свои когнитивные, моторные, эмоциональные и социальные навыки. Они также позволяют педагогам индивидуально подходить к каждому ребенку и создавать уникальные учебные программы, которые соответствуют его потребностям и возможностям.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, такие как электронные образовательные ресурсы, оказывают наиболее эффективное влияние на воспитанников. Использование аудиовизуальных и мультимедийных средств является одним из самых эффективных способов обучения и воспитания. Они позволяют детям более глубоко усваивать знания, развивать творческие и критические мышление, а также повышать интерес к учебному процессу.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Для обеспечения образовательной деятельности в детском саду используются средства обучения и воспитания, которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса предоставляет возможность для организации как совместной деятельности взрослых и детей, так и самостоятельной деятельности детей не только при проведении занятий, но и в свободное время.
В группах созданы изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый,кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр.
Наши игровые площадки являются настоящими оазисами для детей! Здесь каждый ребенок может найти занятие по душе, будь то песочница, качели или столик для творческих игр. На территории всегда царит атмосфера радости и веселья.
Каждый год коллектив нашего учреждения работает над улучшением условий для игры и активного отдыха. Мы не только добавляем новые постройки и спортивные сооружения, но также заботимся о малых архитектурных формах, которые способствуют развитию физического потенциала детей.