Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель
Федорченко Надежда Геннадьевна

Процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не является спонтанным. Процесс формирования предпосылок учебной деятельности наиболее эффективен только в том случае, если под грамотным руководством педагога специально создаются условия обучения.

Первое условие – это создание эмоционально положительной атмосферы, способствующей успеху различных видов деятельности.

Действительно, принятие или непринятие статуса школьника, его учебной деятельности и способности устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами напрямую зависит от эмоционального отношения ребенка к школе и субъектам образовательного процесса.

Для того чтобы создать и поддерживать мотивацию детей к обучению, необходимо:

· воспитателям и родителям демонстрировать свое положительное отношение к школе;

· вызывать у детей положительные эмоции из-за рабочих отношений с педагогами и другими воспитанниками, отсутствия конфликтов между ними и их активного участия в жизни коллектива и детского сада в целом;

· помочь им испытывать положительные эмоции от осознания своей способности добиваться успеха в учебе и других видах деятельности, а также уверенность в преодолении трудностей и решении сложных проблем;

· каждый ученик должен испытывать эмоции любопытства при “встрече” с новым учебным материалом и удовлетворения при овладении самостоятельной познавательной деятельностью и методами самообразования.

Эти характеристики эмоционального климата способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, которая необходима для успешной познавательной деятельности детей и безболезненного вхождения в школьную среду. Похвала детей за успехи и поощрение их активности и инициативы создадут положительный образ школы и будут способствовать обучению и желанию проявить себя в различных видах деятельности.

Однако постоянная, неадекватная и неуместная похвала или признание могут привести к застою в обучении ребенка, поэтому следует обращать внимание на ошибки ребенка, так как недовольство является источником поиска новых способов работы, самообразования и самосовершенствования.

Второе условие — в группе должна быть организована среда для развития объекта, позволяющая сформировать представления о школе и отношение интереса к обучению.

О роли развивающей среды в общем педагогическом процессе дошкольного образования говорится в работах С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др. По мнению С.Л. Новоселовой, “развивающая предметная среда, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирует содержание его развития, предполагает единство социальных и объективных средств поддержания различных видов деятельности ребенка”.

Н.А. Виноградова обобщает психолого-педагогические исследования, раскрывающие основы организации развивающей среды, характеризуя ее как “условия жизнедеятельности ребенка, формирования его отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития важных личностных качеств; способ преобразования внешних отношений во внутренние структуры личности и удовлетворения потребностей субъекта”. Содержание физической и развивающей среды (игрушки, учебные пособия, их расположение и функции) определяет содержание деятельности ребенка.

Дизайн развивающей среды зависит от креативности педагога, но прежде всего, объекты, содержащиеся в среде, должны подходить для формирования мотивации в школьном образовании. Например, для развития

любознательности и учебно-познавательной деятельности детей можно использовать следующее:

· папки с фотографиями и иллюстрациями о школе; альбом с пословицами и девизами о книгах и учебе;

· стенд с рассказом на школьную тематику;

· учебные инструменты и наглядные пособия (алфавит, буквари, глобусы, магнитные доски, линейки, треугольники, микроскопы, лупы и т.д.).

Создание физической развивающей среды может осуществляться совместно с детьми и их родителями. При этом важно, чтобы ребенок был увлечен деятельностью, понимал атрибуты школьной среды и обогащал свой жизненный опыт.

Также важно, чтобы детям была предоставлена свобода исследовать и изучать. Не только в экспериментах, организованных взрослыми, но и во всей жизни ребенка в дошкольный период.

Среди приемов стимулирования исследовательского самовыражения у детей особое значение имеет трехмерное моделирование (с использованием различных материалов: бумаги, картона, конструкторов, наборов развивающих игр и т.д.).

Деятельность моделирования будет способствовать стимулированию исследовательской активности ребенка, если будет обеспечено:

· предоставление детям свободы выбора материалов и возможность экспериментировать с ними;

· предоставление детям возможность реализовать и подтвердить свои намерения, выразить свои идеи и способы действий;

· создание условий, в которых дети смогут оценить осуществимость своих идей;

· мнения сверстников и взрослых должны быть услышаны и учтены;

· ребенок рассказывает о своих действиях и их последовательности (положение в пространстве формы, структуры, их преобразование и т.д.).

Третье условие – педагоги должны использовать формы, методы и приемы, способствующие развитию познавательной деятельности и формированию внутренних установок детей.

Ролевая игра является неотъемлемой частью жизни детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны распределять и полностью демонстрировать социальные роли и устанавливать сюжетные линии, поэтому необходимо включать в занятия детей игры со школьными сюжетами.

Организация экскурсий для дошкольников в образовательные учреждения – это еще одна форма организации, которая способствует развитию мотивации детей к обучению в школе и формированию внутренней ориентации как детей младшего школьного возраста. Здесь дети непосредственно знакомятся с атрибутами школьной среды и особенностями учебной программы, укладом жизни учеников и правилами поведения в школе. Например, экскурсия в класс для детей старшего дошкольного возраста даст детям представление о том, что такое класс, познакомит их с правилами поведения в классе, а также вызовет интерес и эмоционально положительное отношение к учителям и их работе. Экскурсии в школьную библиотеку познакомят дошкольников с профессией библиотекаря, поощрят их интерес и заботу о книгах и углубят их интерес к учебе.

Диалоговый подход можно сочетать с чтением романа на школьную тему, подобранного таким образом, чтобы подчеркнуть различные аспекты школьной жизни: радость пребывания в классе, общение со сверстниками и учителями; содержание учебного процесса и важность получения знаний в классе.

Четвертое условие — педагоги должны способствовать созданию единого воспитательного и образовательного пространства в рамках дома и

детского сада, что обеспечит формирование позитивных установок у родителей при подготовке детей к школьной жизни.

Интерес к знаниям, осознание важности обучения, желание узнавать новое, стремление к успеху – все это является мотивационной основой школьного обучения и формируется в первую очередь в домашней обстановке. Поэтому родители должны помочь своим детям осознать источник и необходимость обучения и ценность его результатов. С этой целью учителя и родители учеников могут организовать для них различные проекты: выставить фотографии времен учебы, нарисовать детские рисунки, создать настенные плакаты, поставить спектакли и музыкальные представления о школе.

Родителям будущих первоклассников также можно посоветовать подготовить детей к школьной жизни: встретиться и познакомиться с учителями на первых порах; рассказывать истории о своих любимых учителях, одноклассниках и школьных днях; рассматривать школьные фотографии и письма в семейном альбоме; вместе смотреть мультфильмы и телепередачи на школьную тематику с последующим обсуждением; читать дома романы; организовать книжный уголок или детскую библиотеку; отправлять детей в семейную библиотеку для поиска решения проблем.

Пятое условие — для гармоничного роста и развития ребенка должен быть разработан систематический комплекс мероприятий по охране здоровья, включающий:

· соблюдение регулярных моментов, таких как учебные занятия (в соответствии с правилами по времени и типу), прогулки, дневной и ночной сон. Соблюдение распорядка дня особенно важно в выходные дни. И здесь на первый план выходит сотрудничество с родителями: объяснение важности распорядка дня и его составляющих, необходимости дневного сна, обеспечения полноценного сна, спорта и физических упражнений для общего развития ребенка;

· в детском саду создается благоприятная психоэмоциональная микросреда, адаптируется учебная нагрузка с учетом

индивидуальных особенностей ребенка, доброжелательное отношение педагога к ребенку, установление позитивных отношений со сверстниками; дома – внимание родителей к ребенку, эмоциональный контакт с ним, регулярное общение, понимание проблем ребенка и их совместное решение, совместное чтение и обсуждение книг, совместная полезная деятельность дома и т.д;

· своевременная диагностика состояния здоровья и лечебные мероприятия для детей до поступления в школу, так как наличие функциональных отклонений и хронических заболеваний может осложнить адаптацию к учебной деятельности и усвоение учебного материала.

Шестое условие — создавать учебные ситуации (образовательные, игровые, коммуникативные и т.д.), в которых каждый ребенок:

· может увидеть (выделить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и т.д.) задачу, свою роль в ее решении;

· будет выступать в качестве субъекта деятельности, определяющим признаком которого является наличие у ребенка собственных целей и личностного (мотивационного) компонента деятельности;

· сможет планировать предстоящую работу, определять ее результат, осознавать способы приобретения новых знаний и навыков и определять общие способы выполнения работы;

· учится контролировать свои действия, то, как они выполняются и оцениваются, видя важность приобретенного опыта, знаний, навыков и личных качеств для достижения поставленных целей.

Таким образом, процесс формирования предпосылок учебной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективным,

если при организации воспитательно-образовательного процесса воспитатель учитывает следующие педагогические условия:

– создание эмоционально положительной атмосферы, способствующей успеху в различных видах детской деятельности.

– создание среды, способствующей развитию понимания школы и интереса к учебе

– использовать формы, методы и приемы, способствующие развитию познавательной деятельности и формированию внутренних установок учащихся

– создание интегрированной образовательной и воспитательной среды дома и в детском саду, которая поможет родителям играть активную роль в подготовке детей к школьной жизни

– осуществление комплекса мер по охране здоровья, способствующих гармоничному росту и развитию ребенка

– создание учебных ситуаций (обучение, игра, общение и т.д.)

WordPress theme: Kippis 1.15