Формирование пространственных представлений в условиях общего недоразвития речи имеет свои особенности, которые связаны с особенностями развития детей с нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия структуры собственного тела – формирование представления о ведущей руке и частях лица и тела формируются позже, чем у их норма типичных сверстников. Многими пространственными понятиями (спереди, сзади, вверху, внизу) дети могут овладеть только в процессе специального обучения.
Они с трудом понимают предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог “над”. В разговорной речи дошкольники с трудом различают предлоги “к – у”, “в – на” (к дому – у дома, в столе – на столе). Такие дети часто путают предлоги “перед”, “после” и “за” в результате несформированности пространственных отношений.
У многих из них отсутствует восприятие целостного образа предмета: они не могут вырезать картинку или строить из палочек и строительных материалов по образцу.
В дальнейшей учебе дети испытывают трудности с ориентацией в тетради (пропуск определенного количества строк или клеток, выделение красных линий, соблюдение полей, письмо в два или три столбца, написание букв в зеркальном отображении).
Более серьезные нарушения пространственных представлений у детей с ОНР выявляются при обследовании оптико- конструктивной деятельности. Копирование графических фигур не имеет определенной последовательности движений и осуществляется по отдельным деталям. Дети допускают ошибки, нарушается целостность графического изображения, элементы смещаются относительно друг друга, линии и пересечения не совпадают. Для всех дошкольников с ОНР характерно копирование фигур справа налево, с неточным расположением фигур или их деталей в пространстве. Обычно дети копируют только элементы, расположенные справа от фигуры.